ЗЕРКАЛЬНЫЕ КАМЕРЫ КАК ТУПИКОВАЯ ВЕТВЬ ЭВОЛЮЦИИ
Фототехника для уличной фотографии
Пролог. На днях я влип в обсуждение статьи, рекламирующей беззеркальные камеры, и подвергся дружному негодованию профессиональных фотографов - дескать, статья - сплошные ляпы, автор случайный человек, а какие ляпы - мы знаем, но, конечно, не скажем, как нас ни упрашивайте. И я решился в продолжение статьи «Дальномерки: рабочие лошадки стрит-фотографа» просуммировать здесь основные тезисы темы "зеркалка vs беззеркалка" - и те, про которые много пишут, и те, про которые часто забывают. Речь пойдет не о конкретных моделях, а о принципиальных различиях двух схем. Картинка взята из сети. И да, меня уже обвинили в том, что этот мой текст, изначально размещенный на моей же страничке в ФБ - проплаченная пропаганда беззеркалок. Отвечаю: мне, как всегда, никто не заплатил, но если вдруг кто захочет заплатить - добро пожаловать! И тогда этот текст станет пропагандой. А до тех пор, извините - это просто ликбез. Итак: Все первые фотокамеры были беззеркалками. Функции видоискателя в них выполняло полупрозрачное стекло, на место которого в момент съемки ставилась фотопластинка. Такая схема годилась только для съемок статичных сцен со штатива, - поэтому первые же компактные камеры были оснащены внешним видоискателем, который позднее был спрятан внутрь камеры и совмещен с оптическим измерителем расстояния. Так появились дальномерки; альтернативой им стали первые двух-объективные камеры (TLR) - неподвижное зеркало в них отражало в шахту видоискателя лучи из верхнего объектива. И у дальномерок, и у TLR был общий недостаток - фотограф видел в видоискателе не то изображение, которое “видела” пленка. А хотелось придумать схему, в которой фотограф мог бы видеть кадр прямо через рабочий объектив - как в самых первых камерах с полупрозрачным стеклом. Так появилось подвижное зеркало, и те самые однообъективные камеры, которые мы сейчас называем “зеркалками” (SLR) . Кадр в видоискателе зеркалок был виден при съемке сменными объективами с любыми фокусными расстояниями; особенно удобны зеркалки оказались при работе с зум-объективами, а также - при макро-съемке, поскольку применение зеркала устраняло эффект параллакса. Суть изобретения заключалась в следующем: внутрь камеры под углом 45 градусов к оптической оси ставилось зеркало на шарнире; оно отражало прошедшие через объектив лучи вверх, а размещенная в верхней части камеры пентапризма отражала их в видоискатель. В результате фотограф видел кадр не через внешний видоискатель, а через объектив - с открытой или прикрытой диафрагмой, по своему выбору (во втором случае изображение затемнялось, зато можно было напрямую оценить глубину резкости снимка). В момент снимка зеркало "прыгало" вверх, открывая лучам путь к пленке/матрице, а затем снова опускалось, чтобы открыть видоискатель. К чему это привело: 1. Камеры стали больше и тяжелее не только из-за торчащей вверх пентапризмы, но и из-за того, что зеркало требовало места для подъема. 2. Байонет (крепление объектива) пришлось отодвинуть на пару сантиметров дальше от пленки, чтобы разместить прыгающее зеркало (иначе говоря - пришлось увеличить рабочий отрезок камеры). 3. Пришлось усложнить оптические схемы многих объективов, чтобы учесть увеличение рабочего отрезка. Это привело к увеличению их веса, габаритов, и к некоторому ухудшению качества из-за появления дополнительных оптических элементов. 4. При разработке широкоугольных объективов пришлось отказаться от популярного в не-зеркальных камерах решения, когда задний линзовый блок объектива входит в байонет, почти касаясь пленки - или использовать такие объективы только при поднятом зеркале, т.е. вслепую. 5. Видоискатель пришлось разместить не в левом верхнем углу камеры, как это сделано в большинстве дальномерных камер, а строго над объективом. Поэтому у всех фотографов, много снимающих зеркалками - приплюснутые носы. 6. Поскольку в момент съемки зеркало загораживало видоискатель - камера при этом полностью "слепла", причем не на время собственно открытия затвора (как в современных беззеркалках), а на время поднятия зеркала. 7. Зеркало при подъеме и остановке в верхнем положении трясло камеру, что приводило к смазу изображения, особенно на выдержках в 1/60-1/20 с; из-за этого многие владельцы зеркалок даже в солнечные дни предпочитают ходить со штативами. Во многих камерах даже была кнопка предварительного подъема зеркала, позволяющая снимать без тряски, зато - опять же абсолютно вслепую. 8. Поле изображения в видоискателе зеркальных камер составляло от 80% линейного размера кадра в дешевых камерах до 100% в единичных моделях. Ни одна зеркалка никогда не позволяла видеть пространство вокруг кадра - чем особенно гордились производители дальномерок. 9. Фокусировка в зеркалках производилась по фокусировочному экрану, размещенному под пентапризмой (с наступлением автофокусной эры на этом экране разместились датчики автофокуса). При этом оказалось, что точность фокусировки зависит и от юстировки экрана, и от точности позиционирования зеркала. Ошибка приводила к смещению зоны фокуса - бэкфокусу или фронтфокусу. 10. Выяснилось, что при подъеме зеркало громко хлопает! О бесшумной съемке в традициях Анри Картье-Брессона можно было забыть. А еще механизм подъема зеркала часто ломается. А потом появились камеры с электронными сенсорами (матрицами). И оказалось, что изображение в них можно снимать прямо с матрицы без всякого зеркала - хоть на электронный видоискатель (ЭВИ), хоть на дисплей. Сначала, конечно, ЭВИ были отвратительны. В моей первой цифровой камере, купленной в 2001 году, разрешение ЭВИ составляло, кажется, 320 x 240 пикс; и даже в первых "культовых" беззеркалках с несъемной линзой, которыми стрит-фотографы вооружились лет 5 назад,изображение в видоискателе просто не успевало отслеживать быстрые повороты камеры. А вот в современных беззеркалках ЭВИ прекрасны. В них без преувеличения видно лучше, чем в оптических видоискателях (ОВИ) - особенно в сумерках. Я в этом убедился, еще когда у меня была камера с опцией переключения между ОВИ и ЭВИ - после нескольких дней проб переключил ее на ЭВИ, и больше этот переключатель не трогал никогда. А еще первые беззеркалки отличались медленным автофокусом - до тех пор, пока фазовые датчики автофокуса не научились имплантировать прямо в матрицу. У современных беззеркалок количество этих датчиков измеряется сотнями, скорость фокусировки не уступает зеркальным аналогам, а точность фокусировки превосходит точность зеркалок - именно потому, что датчики расположены в плоскости матрицы, а не на отдельном экране. Но что потеряли фотокамеры вместе с безвозвратно уходящим в прошлое зеркалом? Да ничего, кроме перечисленных выше десяти недостатков. Возможно, конкретные модели беззеркалок, особенно - выпущенные пару лет назад и раньше, по многим параметрам не дотягивали до зеркалок из “своего” сегмента - но про современные камеры сказать этого никак нельзя. Впрочем да, беззеркалки жрут больше электроэнергии за счет постоянно работающих матрицы и видоискателя - и тем не менее позволяют снимать по 300-500 кадров на одной батарейке, в частности, потому, что не тратят энергию на подъем зеркала. И это число может быть заметно увеличено при использовании режима, в котором ЭВИ включается только при поднесении камеры к глазу. Итак: современные беззеркальные камеры при равных размерах оказываются: легче; компактнее; их объективы меньше и легче за счет меньшего рабочего отрезка; они бесшумны, особенно при использовании электронного затвора; они допускают непрерывную съемку и съемку видео; они надежнее благодаря меньшему количеству, а то и отсутствию механически движущихся частей; благодаря малой величине рабочего отрезка их можно использовать не только с "родными" объективами, но и с любыми другими, в том числе - с объективами от старых дальномерок. И заметьте - все эти различия обусловлены вовсе не достоинствами беззеркалок. Наоборот, они - следствие принципиальных недостатков зеркалок, свойственных им с момента их появления. Поэтому как только у разработчиков появилась возможность об этих недостатках забыть, как о кошмарном сне, вернув конструктив камеры и объектива к его первоначальному, дозеркальному виду - так этот процесс и начался. Сразу и неостановимо. И кстати, уже разработан ряд не запредельно дорогих переходников, которые старый суммикрон или суммилюкс при работе с беззеркалкой могут превратить в автофокусный объектив. А если в камеру встроен стабилизатор изображения - то старый мануальный объектив с роскошным рисунком становится к тому же автофокусным со стабилизацией. По сути, у беззеркалок есть всего один серьезный недостаток: они не позволяют свадебным и студийным фотографам выглядеть профессионалами в глазах клиента, потому что клиент твердо знает: крутой фотограф - это фотограф с большим фотоаппаратом. Поэтому спрос на зеркалки неизбежно сохранится в ближайшие несколько лет. А потом они тихо уйдут на полки комиссионок.
©
Антон Вершовский,
18.07.2017
Эта статья, как и другие материалы сайта, защищена «Законом Российской Федерации об авторском праве и смежных правах».
Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия автора и правообладателей.
Незаконное использование материалов влечет за собой административную либо уголовную ответственность [Ст.49].
При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на источник и указание авторства.
|